" Иду по дороге, а на встречу лошадь везет сено. Рядом женщина шагает, в телогрейке.
У всех-то лошадей глаза печальные, а у этой смотрю - совсем уж никуда.
- Как зовут, - спрашиваю, - вашу лошадь?
- Мая.
- А чего она грустит? Веселилась бы - весна на дворе.
- Хозяин ее мучит. На ночь гриву заплетает.
- Какой хозяин?
- Ихний хозяин, лошадиный.
- Конюх, что ли?
- Конюх - это я, - ответила женщина. - Сама с нею мучаюсь. А хозяин, который ночью приходит. Придет и мучит - гриву заплетает. Я уж утром встаю пораньше, расплету ей гриву, чтоб полегчало.
- Не пойму, что за хозяин. Ваш муж, что ли?
- Да мой-то хозяин, Генка, кого хошь замучает, но Маю не трогает. Сам из-за нее да из-за меня мучается.
Лошадь Мая слушала наш разговор и печально покачивала головой, как бы поясняя: да, брат, мучают меня, гриву заплетают мохнатой рукой.
- У тебя вон ружье, дяденька. Пришел бы, попугал хозяина.
- Что вы, - говорю, - Бог с вами. Я хозяев сроду не пугал.
Я пошел дальше и думал про себя: "Да что же это за хозяин? Домовой, что ли? Сараешник?"
А ведь, пожалуй, я и сам один раз видел такого хозяина.
Я ночевал тогда в сарае, на сеновале.
Вдруг под утро всполошились куры, замычала тревожно корова.
Я спрыгнул на землю, и тут под ногами у меня и прошмыгнул тот, кого зовут "хозяин". Я точно помню его круглые ушки, маленькое злое лицо и белую грудь.
Вспомнил я наконец и имя хозяина. Действительно, какое-то хозяйское , домашнее и тревожное имя - ласка."
Присутствует и такое мнение по поводу косичек:
Интересные узелки и косички возникают на гриве лошадей, видимо, как своеобразная "химическая завивка" при орошении мочой ласки, которая любит поиздеваться над лошадью в стойле, прыгая по гриве и иногда даже надкусывая ей кожу.
(с) Ю.Коваль ТАЙНА ЦАРИЦЫНСКОГО ЛЕСА Расставаясь с лесом, леший, будто с досады, ломают деревья как тросточки, в
полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами
проваливаются сквозь землю.
ПЛЕВКИ ЧЕРТА Лет пятнадцать тому назад я впервые побывал в степях, на которых раскинулись
угодья Донского конного завода имени Буденного, что в Ростовской области.
Здесь занимались и по сей день занимаются разведением племенных жеребцов. А
привели меня в эти края сообщения о неких таинственных "кругах в траве",
появлявшихся на почве - любопытная подробность! - только по ночам. Вчера
вечером "круга" не было, а сегодня утром он уже есть.
Хорошо помню обстоятельства, при которых рассматривал я первый такой круг,
попавшийся мне на глаза приблизительно в пяти или шести километрах от главной
усадьбы конного завода.
Был летний день, жаркий и очень душный. Я стоял на обочине дороги. Грунтовая
эта проселочная дорога змеилась пыльной лентой по степи среди ковыльных трав,
колыхаемых набегавшим на них волнами степным суховеем. В том месте, где дорога
огибала невысокий холм - единственный в округе, виднелось на его пологом
склоне пятно, идеально круглое. Диаметром оно было метра полтора. Ну, от силы
два. Трава на пятне казалась примятой, словно бы кто-то обтоптал ее. И не
как-нибудь там небрежно, а очень тщательно обтоптал - травинку за травинкой.
Что это? Место посадки НЛО?
Но трава на пятне по своему внешнему виду заметно отличалась от травы, которая
- вся больная и чахлая - росла на круглых "гиблых местах", обнаруженных мною
при других обстоятельствах на "поляне Бурикова". Здесь, на склоне холма, трава
внутри круга была будто вытоптана башмаком.
И она ничем не отличалась от травы, растущей рядом с кругом либо поодаль от
него. То есть не была угнетена загадочной хворью, поразившей растительность в
круглых "мертвых зонах" на известной нам поляне.
Разглядывая странную проплешину в траве, я припоминал, что же приходилось мне
читать или слышать о подобных проплешинах ранее.
Сельские жители Британских островов, напомнил я себе, называют такие круги,
встречаемые в Англии не только на полянах, но и налесных прогалинах, "полянами
фей". В свою очередь, жители придонских степей в своих многочисленных
рассказах о "встречах с чуждым", записанных мною, именуют сходные образования
"плевки черта". Такие "плевки" встречаются не только на донской земле. Время
от времени они неведомо откуда появляются на полях и на лесных полянах в
центральной части России. Там они с давних времен называются "ведьмины круги".
Персонаж русского фольклора черт - существо, как известно, злонамеренное и
вредоносное, для всякого человека крайне опасное. Слюна у него, по поверьям,
ядовитая. Черт плюнул - вот и появился след, "круг на поле". Входить в "плевок
черта" нельзя - там, согласно народной молве, все "провоняло нечистой силой".
Это "гиблое место", "отравленное место".
Этимология понятия "ведьмин круг" тоже ясна.
Ведьма - женщина, продавшая душу черту, дьяволу. Профессионалка черной магии,
ведьма, как утверждают поверья, тем только и занимается, что наводит порчу на
людей, а также на домашних животных. Она умеет летать и летает исключительно
по ночам, используя летающее устройство типа "ступа" либо "помело".
По мнению русских крестьян, "ведьмины круги" и есть места посадок "ступы",
"помела". Ведьма, оглашая окрестности дикими нечеловеческими воплями, якобы
пляшет какое-то время среди ночи на "кругу". А потом улетает.
Трава на "кругу" вытоптана ногами ведьмы в процессе пляски.
Цепочка сообщений о "плевках черта", "ведьминых кругах" имеет далекую
историческую перспективу.
Более ста лет назад А. Афанасьев в своих "Поэтических воззрениях славян на
природу" отмечал, что украинские крестьяне неоднократно рассказывали лично ему
о подобных феноменах - круглых проплешинах полегшей пшеницы или ржи. Их
происхождение крестьяне рационально объяснить не могли. Они уверяли, что такие
круги - это, мол, места, на которых по ночам "пляшут маявки", то есть
буйствует нечистая.
А. Афанасьев обнаружил сходные сведения о "кругах на полях" и в болгарском
фольклоре. Он пишет, что еще в IX веке в небе над Болгарией время от времени
появлялись некие "само-вилы" или "само-дивы": "Само-вилы носятся по воздуху
между небом и землей..." Это, судя по описаниям, человекоподобные существа,
однако не люди. Когда они опускаются на землю, то "поют и пляшут по лугам и
оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами
дорожки".
Другой известный фольклорист прошлого века, М. Забылин в своей книге, изданной
в 1880 году, сообщает: "В летнее время поселяне, выходя на работу, часто
замечают на лугах зеленые или желтые круги...
Распускают молву, что круги появились недавно, а раньше их не было... что
ведьмы собираются плясать сюда каждую ночь. Такая новость для знахарей есть
золотой клад... Знахарь, собравши со всей деревни припасы, идет в поле,
скапывает круги с земли, и тем дело оканчивается".
Русская народная молва исстари связывает такие круги с другим таинственным
феноменом - с феноменом косичек в гриве. Попробуй, утверждает молва, погнаться
за тем загадочным существом, которое плетет косичку в гриве лошади, коня
(плетет ее всегда, между прочим, только ночью), и существо зигзагами побежит
от тебя строго по направлению к "ведьминому кругу". Прыгнет на него и якобы
тут же растворится в воздухе.
И. Сахаров. Сказания русского народа (СПб., 1849) Современный фольклорист Валерий Зиновьев приводит в одной своей книге такие
свидетельства о проделках нечистой силы в Сибири: "Лошадь утром хватишься -
мокрая вся. В чем дело? На ней же никуда не ездили! Она тут, во дворе,
была...", "У нас четыре коня было. Одного невзлюбил домовой. Утром приходят
мужики: у всех коней овес насыпан, гривы заплетены - "он" им косички
мелкие-мелкие плетет. А этот конь вспаренный весь, храпит". Или еще: "Я тогда
девчонка была, а помню... Лошадка у нас была.
Наповадился к ней в стайку кто-то ходить да косички заплетать. Вот как-то
однажды дед пошел в сарай - у лошади опять заплетены косички. Он про себя
говорит: "Наверное, домовой". А смотрит: старичок сидит. Он и говорит:
"Сидишь?" А тот сжался, малюхонький такой стал, да так тихонечко прокряхтел. А
сам косу-то плетет".
ЛЕШИЙ В МОСКВЕ У Генриха Гейне, классика немецкой литературы, мы тоже встречаем справку о
проделках домового:
"Нельзя себе представить ничего более жуткого, чем наши домовые, кобольты и
гномы. "Антроподемус" Преториуса посвящает этому одну страничку, которую я
привожу здесь по Добенеку: "И за работников, и за служанок, которым они
преданы, они делают всякую работу по дому: чистят и кормят лошадей, чистят
конюшни".
Этнограф С. Токарев, на сей раз наш современник, ссылается на давние - XIX
века - свидетельства очевидцев, когда сообщает, что "обычно домовой любит
домашний скот, в частности лошадей, и заботливо ухаживает за ними - заплетает
им ночью гриву". О том же говорит и известный современный фольклорист Э.
Померанцева, записав рассказ крестьянина о том, как домовой заплетал косички у
лошадей его свояка.
Крупнейший русский этнограф второй половины XIX века Сергей Максимов в очерке
"Коновалы и конокрады" пишет:
"Мужик добрый, но большой шутник и проказник, мохнатый домовой или "суседко",
особенный любитель лошадей, относится к ним не одинаково, но с причудами. Так,
например, серых и вороных он любит: чистит скребницей, заплетает холки... С
булаными и соловыми обходится домовой сурово: часто отнимает сено, рассыпает
овес... Вот бегала лошадь природной ходой - рысью... а теперь переменила ход.
Кто виноват?
Виноваты оба: и лошадь, которая пришлась не ко двору, и домовой прежде и
больше всех, потому что наезжал ее по ночам, в несколько больших концов, а
наутро приводил всю в мыле... Она храпит, топчет, что угорелая, ногами и
бьется".
В приведенных сообщениях присутствует одна логическая вилка, не поддающаяся
интерпретации. Согласно давним информа-циям, домовой особенно хорош и добр с
теми лошадьми, в гривах которых он плетет косицы. А лошадей, стоящих в стойле
рядом - именно тех, в гривах которых он не плетет кос, - домовой
недолюбливает: пугает их, доводит, так сказать, до взмыленного состояния.
Между тем в современных сообщениях (отчет Бурцевых, букет справок, полученных
мною из института коневодства, рассказ тренера конного завода Барашкова...)
толкуется о прямо противоположном. В наши дни заболевают непосредственно те
кони и лошади, в гривах которых таинственным образом появляются среди ночи
сакраментальные косички.
Нечистая сила сменила с течением лет мишень, объект своих болезнетворных
воздейств в конном царстве?
Письма с рассказами о появлениях косичек в гриве, об иных не менее странных
проделках неведомых существ с домашними животными - курами, овцами и т. п. -
приходят со всех концов России. В основном они поступали, разумеется, из
сельских областей, то есть оттуда, где еще не перевелись на русской земле, в
частности, лошади.
ЛИНЧЕТТИ Линчетти обитают преимущественно на итальянских землях. По ночам они пробираются в человеческие жилища сквозь замочные скважины, проникают в спальни и садятся на грудь спящим людям. По преданиям, эти фейри способны похитить дыхание, и действительно, спящему человеку становится очень трудно дышать, а больные люди, дряхлые старики и маленькие дети даже могут умереть, молодым же начинают сниться ужасные вещи.
Внешний вид линчетти часто изменяется, однако всегда сохраняется их характерная черта – длинные оттопыренные уши. Ростом эти фейри редко превышают полметра.
Линчетти могут забираться не только в жилые, но и в хозяйственные помещения, а также в стойла. Там эти существа подкармливают животных, которые им симпатичны, а у некрасивых отбирают пищу. После визита линчетти гривы лошадей часто оказываются заплетёнными в тонкие длинные косички. Хозяевам ни в коем случае не следует их расплетать и расчесывать гриву – лошадь от этого может тяжело заболеть и даже умереть.
Справиться с линчетти несложно. Можно поставить на грудь спящему тарелочку с зерном – пытаясь устроиться поудобнее, линчетти перевернёт её и примется подбирать рассыпавшиеся зерна до утра.
Самый действенный способ избавления от линчетти – с вечера поставить в дальнем углу комнаты горшок, а посреди ночи зажечь свет, встать с постели, подойти к горшку и без смущения усесться на него. При этом находящийся в комнате линчетти скорчится от омерзения и навсегда покинет дом.
ХЕРТ-СУРТ Херт-сурт, у чувашей дух - покровитель дома и семьи. Образ Х.-с. нетюркского происхождения и связан, видимо, с мифологией финноязычного населения Восточной Европы. (Тождественные Х.-с. по функциям духи с близкими названиями почитались финноязьгчными народами Поволжья, например покровительница двора Кардаз-ава у мордвы.) Слово "сурт" в имени Х.-с., возможно, родственно русскому «чёрт». Считалось, что Х.-с. обычно невидим, а показываясь людям, принимает облик женщины или девушки в белом. Живёт Х.-с. на печке (по некоторым поверьям, на печке обитает мать Х.-с., Херт-сурт амаше, а сама Х.-с. живёт в конюшне). По ночам Х.-с. прядёт пряжу и просеивает муку, на конюшне заплетает косички в гривах любимых лошадей, ухаживает за скотом. Предчувствуя беду, Х.-с. стонет или стучит. Х.-с. не любит ссор и ругани в семье; если Х.-с. покинет нелюбимого хозяина, счастья в его доме больше не будет. Х.-с. у других тюркоязычных народов соответствуют тат. ой иясе. Порт иясе, башк. йорт эйяхе, карачаевcк. юй ийеси. Ср. также домовых в мифологиях финноязычных народов Поволжья и восточных славян.
В. Н. Василов.
ТОРДО Тордо воспринималась как покровительница домашних животных, особенно лошадей. Во многом от его хорошего расположения зависит благополучие людей. «Если корова отелится или лошадь ожеребится, то Тордо разбудит хозяев, не даст спать. Они обитают в стайках, живут со скотом. Любимой лошади заплетают в косички гриву и хвост. Лошадь же, которую не полюбит Тордо, может так загнать, что с нее пена течет. Понравившуюся корову выглаживает. А если корова не нравится, то она ходит вся в морщинах»
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия' Лошадь. Ей нет равной на земле...
Давно известно, что лошади чувствительны к переменам погоды. Они как своеобразный барометр могут заранее предупреждать об ее изменениях. В старину крестьяне считали, что, если лошадь фыркает, летом это к дождю, а зимой - к метели. И еще: к дождю лошадь трясет головой и вскидывает ее вверх или бьет копытами о землю. Если зимой она ложится на пол конюшни, то это к потеплению. Лошади выходят на возвышенные места - к хорошей погоде, к потеплению, и, наоборот, собираются косяками и уходят в низину к непогоде. Считалось, что если лошадь в плохую погоду не пасется, а бегает по лугу, то обязательно погода изменится к лучшему, если она находится в игривом настроении зимой, то это к вьюге и метели.
Издавна в деревнях было известно такое странное явление: войдя утром в конюшню, хозяин находил свою лошадь дрожащей от страха, всю в мыле, а расчесанная накануне грива так сплетена-переплетена, что и за день ее не распутать. Горестно вздыхал крестьянин: столько дел нужно было переделать сегодня, а тут и помыслить нельзя о том, чтобы запрячь лошадь та едва стоит на ногах.
Народная молва объясняла происходящее ночью в конюшне кознями нечистого, домового (его еще называли "конюшенный суседко").
Оказалось, что это работа ласки, самого маленького хищника. Она питается мышами, переходя из одного места в другое. За сутки зверек истребляет 10 -15 мышей. Даже насытившись, ласка не прекращает охоту, а просто бросает свою очередную жертву. Однажды в омете соломы, который она проверила , насчитали 500 убитых грызунов.
Хотя ученые и установили, что козни домового это всего-навсего проделки ласки, однако причины такого ее поведения в конюшнях остаются невыясненными. По одной из гипотез ласка ищет кристаллики соли, остающиеся на коже лошади после испарения пота. Перебегая по крупу и цепляясь за гриву, проворный зверек спутывает ее в сплошные космы и колтуны, "заплетает" гриву в косички. Да, лошадь хранит еще немало загадок.
Ученые-иппологи проводят огромную работу по картированию генов лошади. Получены первые, пока еще ограниченные данные о сцеплении некоторых генов между собой. Это сцепление обуславливает совместное наследование соответствующих признаков. Исследования по составлению генетических карт лошади находятся сейчас на начальном этапе, и предстоит еще очень кропотливая и трудоемкая работа по заполнению на них "белых пятен".
Источник: В.И.Гершун "Беседы о домашних животных"