Что-то эта темка у нас загрустила ......
Есть тут у меня кое-что , может и банальное для профессионалов , но зато по теме и начинающим может быть пригодится ....
ПРИЗОВАЯ КАЧАЛКА . Общее описание Призовая качалка состоит из нескольких элементов , основными из которых являются : межколесная арка , получившая название « телефон » , два колеса , сиденье ( седушка ) для наездника и две оглобли .
А также из вспомогательных элементов : двух боковых палок , вилок , проножек , крыльев , фиксирующих замков и упорной скобы.
Имеются модели , оснащенные дополнительно металлической либо деревянной перемычкой ( вальком ) и защитным фартуком , который изготавливается из брезента либо синтетических материалов , например ПВХ .
Оглобли , как и основной массив качалки могут изготавливаться из различных материалов .
До недавнего времени преимуществом пользовались оглобли , изготовленные из твердых , вязких пород дерева ( ясеня , граба , дуба и др.) . Однако прогресс не стоит на месте и производители качалок все чаще стали обращать внимание на альтернативные материалы - сталь , алюминий , углеродное волокно .
Теперь в модельной линейке каждого производителя качалок имеются качалки на выбор .
В зависимости от предпочтений заказчика , качалка может быть укомплектована оглоблями из материалов на выбор.
Кроме этого качалки отличаются существующими размерами : М, L, XL .
У серьезных производителей табличка с характеристиками качалки крепится на межколёсной арке , либо на одной из оглобель .
На самом деле размер качалки очень важен . Бывали случаи , когда для лошади заказывали качалки по индивидуальному проекту . Огромные размеры этих лошадей не позволяли им запрягаться в стандартные качалки . Кроме того индивидуальные особенности некоторых
лошадей ( например сильный отхлёст ) создают дискомфорт для самих же лошадей и небезопасны для наездника .
Если лошадь во время бега ( чаще всего это бывает при прохождении поворотов ) задевает качалку , есть риск , что она может травмировать себя , либо испугаться . Поэтому правильный выбор качалки это один из тех случаев , когда РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ .
Эволюция современной качалки описана в статье « ПРИЗОВЫЕ КАЧАЛКИ » , которая совсем скоро появится .
А здесь я всего-лишь расскажу о составляющих элементах .
Итак :
1. ОГЛОБЛИ Деревянные оглобли . Могут иметь различные формы и длину .
Металлические оглобли ( алюминиевые ) . Также могут иметь различные формы и длину .
Не за горами то время , когда ремневая запряжка уйдет в небытие . Современная запряжка , получившая название Quick Hitch быстро набирает популярность и распространение в среде рысистых бегов . Вместе с изобретением нового замка , который находится на сбруе лошади , появилось несколько вариантов креплений , находящихся на концах оглобель .
В свою очередь крепления делятся на торцовые , служащие продолжением оглобли , и накладные , которые крепятся под оглоблей :
Накладные варианты : Накладные варианты в основном используют европейские производители качалок .
Торцовые варианты : Торцовые варианты больше предпочитают производители из США и Канады .
2. ПРОНОЖКИ Проножки на призовых качалках располагаются на оглоблях с внутренней стороны , справа и слева , и служат наезднику для упора и поддержки равновесия . В зависимости от модели качалки проножки могут иметь опцию быстрой регулировки по длине , либо жёсткую фиксацию . Проножки также могут иметь различную форму , но при этом функциональность их не меняется .
3. СИДЕНЬЕ Сиденье ( седушка ) один из главных компонентов призовой качалки . В былые времена для их изготовления использовали кожу , либо замшу . Иногда комбинации этих материалов . Позднее начали использовать тканевые покрытия . Однако сиденья из натуральных материалов требовали специального , тщательного ухода , боялись влаги и быстро теряли форму . Поэтому поверх них зачастую можно было увидеть листы поролона и прочих смягчающих предметов . С появлением новых призовых качалок усовершенствовались и сиденья для наездников .
На смену кожаным , пристёгивающимся сиденьям на ремнях , пришли прикручивающиеся сиденья из полимерных , водоотталкивающих метериалов , с подчеркнутой эргономикой и эстетикой .
4. КОЛЕСА Колеса . Долгие годы это слово было « домокловым мечом » для помощников бригадиров-наездников , которым приходилось бесконечно их ремонтировать – выравнивать восьмерки , менять спицы , клеить камеры и покрышки , мазать подшипники и вырезать пыльники и т.д.
В эксплуатации старых колёс постоянно крылась неизбежная, неотвратимая опасность и угроза.
И до сегодняшнего дня проблема эта не снята с повестки дня . Однако просветы все-таки есть .
Производители начали выпуск колес с использованием алюминия и нержавеющей стали . Втулки в большинстве своём стали неразборными , с запрессованными в них , хорошо защищенными подшипниками . Это значительно облегчило их содержание , но также значительно повысило стоимость . Сегодня производится множество модификаций призовых колес – от ставших уже классическими 36-ти спицевых до ультрасовременных , углеволокнистых , изготовленных на высокотехнологичных производствах.
Колеса – не менее важная деталь качалки, чем межколёсная арка, ведь они воспринимают всю нагрузку, создаваемую весом наездника. Причем эта нагрузка (десятки килограмм) воздействует на колесо, которое само больше пары килограмм не весит.
Кроме того, колеса должны выдерживать ударные нагрузки в разных направлениях, к сожалению вызываемые неровностями
дорожки ( например зимой ) . Конструктивно колесо состоит из втулки, спиц, обода , защитных колпаков и камеры с покрышкой.
Важная часть колеса – обод , в некоторых колесах он двойной . Колёса спицуют как «солнышком» , так и «крест накрест» .
Но самые современные колеса имеют конструкцию, которая позволяет им быть легкими и прочными одновременно без использования классических спиц .
5. МЕЖКОЛЁСНАЯ АРКА ( « ТЕЛЕФОН » ) Ещё одна часть качалки – межколёсная арка . Это главный , несущий элемент . Все остальные элементы качалки крепятся непосредственно к нему . На нём расположены все соединительные узлы качалки – посадочные места с отверстиями для оглобель , а также отверстия для колес , направляющих вилок и сиденья .
6. НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВИЛКИ Направляющие вилки выполняют функция защиты колеса при случайных ударах , а также выполняют роль
отбойника при неаккуратных въездах и выездах из помещений конюшни . Кроме этого добавляют жесткость оглоблям и способствуют их лучшей фиксации . В последние годы роль направляющей вилки сильно уменьшилась . В большинстве моделей внутренняя часть вилки вовсе исчезла как сегмент . Осталась только внешняя часть .
7. БОКОВЫЕ ПАЛКИ Боковые палки служат для фиксации лошади на дистанции , а также если лошадь сваливает зад в поворотах .
Палки могут иметь как верхнее крепление , так и нижнее . Нагрузка на боковые палки не большая , поэтому их функцию могут выполнять также и ремни . Например в США и Канаде боковые палки не используются , а используются только боковые ремни .
8. ЗАЩИТНЫЕ КРЫЛЬЯ Защитные крылья служат для уменьшения разбрызгивания воды и грязи из под колес качалки . Современные качалки укомплектованы съемными , лёгкими пластиковыми крыльями , которые быстро и легко устанавливаются .
9. СКОБА Скоба служит защитой для сиденья качалки , когда качалка стоит . А также используется при необходимости повесить качалку на крючок , вверх колесами . Крепится болтами и находится сзади сиденья .
10. КАЧАЛКИ В СБОРЕ